
Когда слышишь про завод по производству охлаждающей жидкости для автомобилей renault logan в китае, первое, что приходит в голову — это конвейер с тысячами одинаковых канистр. Но на деле всё сложнее. Многие ошибочно думают, что достаточно купить лицензию у французов и закупить импортные ингибиторы коррозии. Реальность же в том, что даже при полном соблюдении технологических карт, локальные особенности воды или перепады температур на складе могут свести на нет все усилия.
Да, себестоимость ниже. Но дело не только в этом. За 12 лет работы с жидкостями для Renault Logan я видел, как европейские производители сталкивались с проблемами адаптации состава к жесткой воде в регионах СНГ. А вот у ООО Чунцин Синьдалай Автомобильные Принадлежности (их сайт — qcxdl.ru) как раз был кейс, где они пересмотрели пакет присадок под конкретные партии Logan, которые шли в Казахстан. Там вода с высоким содержанием солей, и стандартный состав начинал выпадать в осадок уже через 5 тысяч км.
Кстати, про Чунцин Синьдалай — они не просто смешивают компоненты. В их лаборатории я видел стенд, где имитируют работу помпы Logan образца 2018 года. Это важно, потому что у этой модели пластиковая крыльчатка, и некоторые гликолевые составы вызывают её растрескивание. Они подбирают реагенты так, чтобы избежать химической агрессии, но сохранить теплоёмкость.
Ещё один момент — логистика охлаждайки. Renault Logan часто эксплуатируется в регионах с резкими перепадами температур. Если жидкость хранилась на неотапливаемом складе в порту, а потом попала в жару, возможна частичная полимеризация этиленгликоля. Китайские производители научились добавлять стабилизаторы, которые замедляют этот процесс. Но и тут есть нюанс — не все стабилизаторы совместимы с алюминиевыми радиаторами Logan второй генерации.
Например, цвет жидкости. Для Logan официально рекомендован зелёный цвет. Но многие забывают, что это не просто краситель. В составе — флуоресцентные маркеры, которые помогают диагностировать утечки. Один раз мы заказали партию у субподрядчика, сэкономили на пигменте. В результате дилеры в Беларуси жаловались, что не могут найти течи утром в холодном гараже — краситель не светился под УФ-лампой.
С мочевиной для новых энергетических транспортных средств тоже не всё просто. Хотя это не прямо связано с Logan, но тот же завод часто производит оба продукта. Если линия не разделена должным образом, возможны следовые загрязнения карбамидом. Для Logan это не критично, но осадок в расширительном бачке появляется быстрее.
Поставщики сырья часто предлагают ?аналоги? оригинальных присадок. Например, вместо дорогого японского ингибитора пенообразования — корейский аналог. Но у Logan система охлаждения имеет специфические зоны низкого давления, и пена там образуется интенсивнее. Пришлось настаивать на оригинальных компонентах, хотя это удорожало литр на 3-4%. Зато сократило количество рекламаций по перегреву двигателя.
Большинство думает, что главное — это дозирующие автоматы. Но на деле ключевой узел — система фильтрации перед розливом. У Logan горловина расширительного бачка имеет сетчатый фильтр с ячейкой 0.8 мм. Если в жидкости есть взвесь крупнее — он забивается. Пришлось внедрить дополнительную ступень микрофильтрации на 0.5 мм, хотя по ТУ это не требовалось.
Смешивание компонентов — отдельная история. Этиленгликоль и вода должны соединяться при строго контролируемой температуре, иначе возможна стратификация. Один раз при запуске новой линии недоглядели за температурой в емкости — получили партию, где в верхних слоях концентрация гликоля была 48%, а в нижних — 52%. Для Logan с его алюминиевым блоком это недопустимо — возможна кавитация гильз.
Упаковка — кажется мелочью, но… Пластик канистр должен быть устойчив к окислению. В 2020 году была партия, где крышки не имели барьерного слоя. Через 6 месяцев хранения жидкость начинала поглощать кислород, её pH падал с 7.8 до 7.2. Для Logan с чугунным блоком это не страшно, но для алюминиевых моторов — риск коррозии.
Дилеры часто требуют увеличенный срок хранения — 5 лет вместо стандартных 3. Но никто не учитывает, что на складах в Новосибирске или Астане температура зимой опускается до -40°. При таких условиях даже качественная охлаждающая жидкость может кристаллизоваться. Пришлось разрабатывать отдельный ?арктический? вариант с повышенным содержанием гликолей, хотя для Logan это не предусмотрено регламентом.
Ещё одна головная боль — подделки. Наши канистры с маркировкой для Logan начали подделывать в Приморье. Отличить можно было только по штрих-коду — у оригинального продукта второй ряд цифр был выдавлен, а не напечатан. Пришлось проводить семинары для дилеров, учить их определять подлинность по микрорельефу дна канистры.
Сертификация в ЕАЭС — отдельный кошмар. Для Logan требуется отдельный протокол испытаний на совместимость с пластиком расширительного бачка. Но бачки бывают от трёх разных поставщиков! Пришлось закупать образцы у каждого и тестировать отдельно. Один тип пластика (производства Турции) давал микротрещины после 100 циклов ?нагрев-охлаждение?.
Сейчас все говорят про гибридные модели, но для Logan в СНГ это пока не актуально. Мы пробовали делать универсальную жидкость и для ДВС, и для гибридных систем. Получилось дорого и не очень надежно — пакет присадок слишком сложный, начинает деградировать уже через 30 тыс. км. Для массового рынка Logan лучше сохранять простой и проверенный состав.
Интересный опыт — попытка использовать пропиленгликоль вместо этиленгликоля. Безопаснее, но теплоёмкость ниже. Для Logan с его запасом по охлаждению это допустимо, но зимой в Якутии двигатель прогревался на 3-4 минуты дольше. От идеи отказались.
Сейчас ООО Чунцин Синьдалай Автомобильные Принадлежности (напомню, их сайт qcxdl.ru) экспериментирует с добавками, уменьшающими электропроводность жидкости. Это важно для Logan с их датчиками уровня нового образца. Но пока результаты нестабильные — некоторые присадки конфликтуют с герметиками радиатора.
В целом, производство охлаждайки для Logan в Китае — это не про cheap labor, а про способность быстро адаптировать химический состав под реальные условия. И здесь опыт таких компаний, как Чунцин Синьдалай, бесценен — они понимают, что техкарта от Renault это только основа, а не догма.